Средства обучения и воспитания, наряду с живым словом педагога, являются важным компонентом образовательной деятельности и элементом учебно-материальной базы любой образовательной организации. Являясь компонентом образовательной деятельности, средства обучения и воспитания оказывают большое влияние на все другие её компоненты – содержание, формы, методы.
При организации образовательной деятельности в школе-интернате № 4 используется широкий спектр средств обучения и воспитания:
• печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д.);
• электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
• учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
• спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, лыжи и т.п.).
Школьная столовая рассчитана на 100 посадочных мест. Столовая, пищеблок обеспечивают возможность организации качественного бесплатного горячего питания обучающихся.
Организация питания осуществляется штатными работниками школьной столовой.
Ежегодно составляется и утверждается режим питания. График приёма пищи соблюдается постоянно.
За каждым классом закреплены свои столы.
Охрана здоровья обучающихся осуществляется по двум направлениям:
I. Работа медицинского блока, который состоит из кабинета врача, процедурного кабинета и изолятора. Медицинский блок осуществляет:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
II. Особенности организации образовательной деятельности:
1. Составление расписания уроков и режима второй половины дня с учётом требований СанПиНа.
2. Соблюдение охранительного режима в ходе проведения уроков и занятий во внеурочное время:
1) постоянная смена видов деятельности обучающихся;
2) проведение динамических пауз, физкультминуток;
3) недопущение физических, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок школьников;
4) создание благоприятного морально-психологического климата;
5) регулярное проветривание помещений согласно графику;
6) выполнение правил техники безопасности.
3. Организация сбалансированного питания школьников.
4. Проведение спортивных мероприятий.
5. Просветительская работа, проводимая на уроках учителями, во второй половине дня воспитателями, медицинскими работниками, направленная на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
6. Использование педагогических технологий, позволяющих поддерживать благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе:
технология личностно-ориентированного обучения, которая предполагает развитие личностных качеств обучающихся;
технология дифференцированного обучения, позволяющую осуществлять учёт индивидуальных особенностей школьников;
технология проблемного обучения, создающая условия для самовыражения обучающихся, позволяющая использовать разнообразные приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
игровые технологии, позволяющие активизировать деятельность обучающихся, формировать мотивацию ко всем видам деятельности.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
На сегодняшний день школа имеет в своём распоряжении 1 компьютерный класс, медиатеку и средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией в режиме электронной почты.
Компьютерный класс является общедоступным для обучающихся школы, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. В нём проводятся уроки информатики, занятия клуба «Диалог», различные мероприятия внеурочной деятельности. Все компьютеры класса имеют выход в сеть Интернет.
Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после 6 урока (с 14:00 до 16:00) в компьютерном классе и помещении медиатеки.
В школе создан и функционирует официальный сайт учреждения в сети Интернет. На сайте содержится основная информация об учреждении, документы, регламентирующие его деятельность. Сайт постоянно обновляется и пополняется новой информацией.
На всех школьных компьютерах установлено бесплатное программное обеспечение для блокировки нежелательных сайтов в сети Интернет и программ.
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.