Средства обучения и воспитания, наряду с живым словом педагога, являются важным компонентом образовательной деятельности и элементом учебно-материальной базы любой образовательной организации. Являясь компонентом образовательной деятельности, средства обучения и воспитания оказывают большое влияние на все другие её компоненты – содержание, формы, методы.
При организации образовательной деятельности в школе-интернате № 4 используется широкий спектр средств обучения и воспитания:
• печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д.);
• электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
• учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
• спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, лыжи и т.п.).
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
На сегодняшний день школа имеет в своём распоряжении 1 компьютерный класс, медиатеку и средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией в режиме электронной почты.
Компьютерный класс является общедоступным для обучающихся школы, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. В нём проводятся уроки информатики, занятия клуба «Диалог», различные мероприятия внеурочной деятельности. Все компьютеры класса имеют выход в сеть Интернет.
Электронный документ:
Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после 6 урока (с 14:00 до 16:00) в компьютерном классе и помещении медиатеки.
В школе создан и функционирует официальный сайт учреждения в сети Интернет. На сайте содержится основная информация об учреждении, документы, регламентирующие его деятельность. Сайт постоянно обновляется и пополняется новой информацией.
На всех школьных компьютерах установлено бесплатное программное обеспечение для блокировки нежелательных сайтов в сети Интернет и программ.
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
В 2017 году в учреждении была создана полноценная безбарьерная среда для инвалидов и лиц с ОВЗ, которая обеспечивает им беспрепятственный доступ в здания школы-интерната:
1) выделена стоянка автотранспортных средств для инвалидов;
2) установлены пандусы с поручнями перед входом в здание школы и внутри него;
3) расширены дверные проёмы, установлены двери соответствующей ширины;
4) произведён демонтаж дверных порогов;
5) закреплены информационные наклейки;
6) установлена система вызова помощника;
7) приобретены инвалидные коляски в количестве 2 штук;
8) приобретена подъёмная платформа;
9) приобретён звукоусилитель для слабослышащих и глухих детей;
10) для удобства ориентирования слабовидящих детей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступеньки на всю ширину ступени выполнена контрастная полоса ярко-желтого цвета;
11) на подходах к лестницам и препятствиям для детей с нарушениями зрения использованы тактильные указатели;
12) на полотнах дверей имеется яркая контрастная маркировк
Во время проведения уроков, внеурочных занятий и мероприятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами применяются мультимедийные средства, оргтехника и другие информационно-технические средства (см. выше) для повышения уровня восприятия учебной и иной информации обучающимися.
Для слабослышащих детей может быть использован звукоусилитель.
Для проведения коррекционно-развивающих занятий специалистами используются следующие специальные технические средства:
Компьютерный логопедический тренажёр «Дельфа – 142.1» для коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи, обучения грамоте.
Комплекс БОС «КОМФОРТ ЛОГО» (комплекс для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств в составе позволяет сформировать правильную речь и речевое поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее состояние организма).
Оборудование сенсорной комнаты:
• сенсорный уголок с мерцающими фиброоптическими нитями;
• шар зеркальный с мотором;
• сухой душ;
• лампа с эффектом бурлящей вулканической лавы;
• проектор со встроенным ротатором; проектор звездного неба;
• генератор запахов; набор масел для ароматерапии;
• фонтан настольный;
• тактильная фибероптическая панель;
• балансировочные качели; балансировочный диск; балансировочная доска – лабиринт № 2;
• нить со светодиодами внутри:
• сенсорная тропа для ног;
• сухой интерактивный бассейн с шариками и подсветкой;
• стол на ножках для рисования песком; песок кинетический; песок кварцевый в ведре;
• интерактивная воздушно-пузырьковая панель малая с пультом управления;
• мяч-попрыгун с ручкой;
• диски шагательные; дорожка – шагайка.
Также в рамках реализации учреждением в 2023 году федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»,
направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, было закуплено современное оборудование для кабинета учителя-дефектолога:
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
В учреждении имеется общежитие на 44 места, которое функционирует с понедельника по пятницу.
Коичество жилых помещений - 6
Плата за проживание в общежитии не взимается.